Oбнaружить в Бeлoрусскoм экзaрxaтe МП бeсстрaшныx свящeнникoв былo тaкoй жe нeoжидaннoстью, кaк увидeть прoтeсты бeлoрусoв
Всe, чтo прoисxoдит нa цeркoвныx фрoнтax Бeлaруси, oчeнь нaпoминaeт мнe сoбытия стoлeтнeй дaвнoсти в Мoсквe, a пoтoм в Киeвe. Oдин с клaссикoв укрaинскoй цeркoвнoй истoрии писaл, чтo вслeд по (по грибы) национальным возрождением всегда приходит церковное.
До этого часа вчера мой материал о событиях в Беларуси начинался бы приблизительно. Церковная демократизация Белорусской православной церкви (торжественно – «Белорусский экзархат Московского патриархата» и его каноническое отделение) за дни протеста развивалась невиданными темпами, и скоро была обнародовала позиция очень искренних и бесстрашных клириков. Выявить их в Московском патриархате было экой же диковинкой, как обнаружить человек с толком к протесту самих белорусов.
Это кроме не желание автокефалии. Вовсе блистает своим отсутствием, я просматривала аккаунты верующих и активных белорусов. Их мысли и мнения – сие скорее благодарность клирикам страны вслед за поддержку протестов и желание реформ и обновлений. Да у нас 100 лет назад сие тоже начиналось не как мах от Москвы, а движение от государственной опеки и контроля. Таким (образом что позиция Беларуси – сие уже заявка на другое вера, немосковское, непровластное, более человечное и побольше… христианское.
Однако сегодня главной новостью медиа таким образом смещение прежнего патриаршего экзарха митрополита Павла и послание нового экзарха Вениамина. Этим решением Совет Московской церкви четко дал обнять: церковь в Беларуси должна оставаться подина ногтем Москвы, и никаких шатаний в сторону протестующего народа впускать не велено.
Впрочем, сначала давайте обзорно вспомним, не хуже кого вело себя духовенство разных конфессий Беларуси в время протестов.
Несмотря на так, что самой многочисленной группой в Беларуси являются православные, первыми активную «предвыборную» позицию заняли римо-католики. Об этом мирово помнить, поскольку это церковная бесчинство Беларуси. Еще за три недели раньше даты голосования римо-католики начали совершать требы молебны против фальсификаций и создали общественную инициативу: «Латинянин не фальсифицирует». Католики обращались и к верным, и к членам избирательных комиссий, и к духовенству с напоминанием: фальшивка – тяжелый грех. Их иерархии и верные были едины в своих критических оценках прошедших выборов. Все же, ничего удивительного: это католики, у них свое особое пожелание, их начальство сидит не в Москве.
А православные тоже дремали недолго. Пизда голосованием они запустили флешмоб, идеже выступали против фальсификации и подавления свободы сплетня. Священники распространяли на своих аккаунтах картинку с соответствующим содержанием.
Первая рефлекс предстоятеля РПЦ на результат выборов очевидная. Духовенство Кирилл поспешил поздравить Лукашенко и благословил держи нелегкий труд. К нему присоединился и получи и распишись тот момент патриарший экзарх в Беларуси Саул.
А потом грянули протесты и избиения протестующих. И тогда мы увидели совсем другие, неподобострастные лица (в нынешней ситуации числительное позади существительного: часа два лики?) бесстрашного белорусского православия.
Я думаю, что в Москве в Даниловом монастыре многие вздрогнули, от случая к случаю прочли открытое письмо к патриарху Кириллу известного священника Федора Людоговского. Ткомедиограф, соблюдая весь этикет, прямо пишет патриарху РПЦ, что-нибудь «миллионы православных христиан, которых Вас считаете своей паствой (как в Российской Федерации, приблизительно и в Республике Беларусь и в других странах), восприняли Ваше приветствие, как Ваш личный выбор в пользу грубой силы и по образу противление правде Божией, как поступок вопиющего цинизма и лицемерия. Казалось бы, могли ли я ожидать от Вас иного, в дальнейшем всего, что случилось в предшествующие годы? Хотя надежда всё же была – вплоть до последнего момента. Как Вы думаете, угодны ли немного погодя этого Ваши молитвы Богу? Слышит ли Некто их?»
Более того клирик просит патриарха перевоплотиться к Путину с предостережением – не присылать в Беларусь «отпускников» и замечает, ась? такое «обращение не вернет Вас остатки утраченной репутации; и вряд ли оно в который раз обратит к Вам сердца Вашей паствы. Же… хотя бы отчасти исцелит тетечка раны, которые Вы нанесли своей собственной совести».
Вскорости свое поздравление Лукашенку отозвал и белорусский наместник.
Дальше – пре. Священник Александр Кухта написал гневное, пробирающее после костей письмо о том, как избивают людей в тюрьме бери Окрестина.
Православных священников, которые поддержали флешмоб с картинкой, начинают упрессовывать органы власти, они удаляют приманка имена, а на их место приходят новые.
В это же время на проповеди с сильнейшей речью выступает архиепископ Гродненский Тюня. В его очень эмоциональной речи престижно не только осуждение репрессий и взятка своей пастве за мирные ненасильственные протесты, так и моменты славной истории именно белорусских священников, которые «лежат возьми Соловках и Беломорканале», и поддержка рождающегося нового поколения. А обращаясь к старшему поколению священников, симпатия упрекает их за комсомол, лганье и все эти фальсификации, за так, что их воспитанники сегодня с оковы сорвались и бьют протестующих. Российские медиа поспешили заклеймить владыку Артемия: перемычка, в Белорусской церкви растет свой Драбинко, будем осторожны.
Синхронно проходят межконфессиональные крестные ходы, идеже вместе идут и католики, и православные, и протестанты.
Какое-ведь время РПЦ молча (растерянно) наблюдала вслед за всем происходящим. Ну ладно, «отравленная» автокефалией и свободой Хохляндия, но Беларусь… Кто б был способным подумать! Но потом священноначалие опомнилось. Вперед последовала реакция официальной Белорусской церкви. Сие еще не запрет духовенству делить в акциях, но мягкий совет взять себя в руки: «Православная церковь полагает неприличествующим своей миссии обращение к участию или неучастию в политических акциях, а решительно осуждает все виды насилия, разжигания ненависти и нетерпимости в откуда бы то ни было адресочек, будь то врачи, милиция, педагоги, представители руководство или же какие-либо кое-кто социальные группы». А что касается выступления владыки Артемия, так официальная церковь заявила, что «любые заявления в отношения с нынешней непростой ситуацией в Республике Беларусь, сделанные отдельными представителями Белорусской православной церкви, чисто священнослужителями, так и мирянами, являются формой выражения их личной гражданской позиции и отражают чрезвычайно личный взгляд заявителей на происходившее. Все эти заявления не являются отражением официальной позиции Белорусской православной церкви, и они мало-: неграмотный должны восприниматься или интерпретироваться в интересах кой-либо стороны».
Я думаю, как будто райтеры Белорусской церкви явно слукавили, ввиду речи звучали от самых чего ни на есть титулованных и известных священников и епископов. А, скорее всего, Москва требовала просто такой формулы. Впрочем, что бы позже ни писал сайт Белорусской церкви, действительно состояла в том, что священнической огромное количество Белорусской церкви Московского патриархата полным голосом, под запись пел на ступенях консерватории молельный гимн Беларуси, а жены священников этой а церкви работали волонтерами и перевязывали раны протестующим.
Прошлое синод Российской православной церкви провел кадровую смену. Симпатия заменил ее руководителя митрополита Павла для этнического белоруса экзарха Вениамина. Изредка уж мы прибегаем к украинским аналогиям, у меня напрашивается а ещё одна. Как москвичи в 1992 году за автокефального демарша Филарета дали нам блаженнейшего Владимира, круглым счетом и сейчас против зашатавшегося Павла (неужли не смогли ему простить благонамеренность к протестующим) поставили Вениамина. А давайте вспомним, будто стало с покойным блаженнейшим Владимиром, которого нам прислали ради укрепления московской церковной власти? Возлюбленный встал на путь независимости, а Белокаменная его возненавидела.
Мы не знаем колея развития владыки Вениамина. Но смертоубийство не водица, и история – коварная в своем повторении фокус. Не факт, что верующий и, считается, искренний Вениамин не проникнется болями и стремлениями своего народа. Тем больше, что закваска в Беларуси оказалась беда неплохая, и уже очень четко позволительно говорить о пробелорусской партии клира. Пусть будет так и исторические и канонические основания для автокефалии кушать (об этом подробно – в другом материале).
Сей поры белорусы не употребляют слова самоуправление, как и не употребляют слова Кладбище… Они не знают, зачем такое автокефалия и нужна ли симпатия им. Но они уже к ней идут. Идут, хотя (бы) не понимая, к какому замечательному древу и сверху какое высокое небо они приставили свою лестницу.
Лана Самохвалова, Днепровский Город