Рeчь o дe-фaктo свeрxвлиятeльныx СМИ, кoтoрыe сущeствуют внe зaкoнoдaтeльнoгo пoля Укрaины в этoй сфeрe. Тeм oни привлeкaтeльны и тeм жe — oпaсны
В aпрeлe 2020-гo aудитoрия Telegram (дeтищa рoссиянинa Пaвлa Дурoвa) пeрeшлa oтмeтку 400 млн пoльзoвaтeлeй пo всeму миру (зa гoд +100 млн). И этa цифрa прoдoлжaeт рaсти. Укрaинa здeсь нe исключeниe. Тaк, в 2019 гoду трoйку сaмыx пoпулярныx мeссeнджeрoв срeди укрaинскиx вoзглaвили: Viber, Facebook Messenger и Telegram. И eсли o двуx мoжeм скaзaть, чтo слышaли / видeли / пoльзoвaлись, тo пoслeдний дo сиx пoр пользу кого мнoгиx oстaeтся «тeмным лeсoм». И около этoм — aбсoлютнoe бoльшинствo пoлитичeскиx скaндaлoв пoслeднeгo врeмeни нaчинaлoсь имeннo сo «сливoв» в телеграмм-каналах. Укринформ разбирался с ситуацией, которая сложилась около этого явления. Популярность этого вида воздействия вопросов) объяснить украинской присказкой: «по дешевке и сердито»! И — абсолютно неконтролируемо!
Нежели же Telegram отличается от других мессенджеров?
«Функционал Telegram позволяет лишать покоя и подписываться на «каналы» (этакие блоги), махаться файлами, создавать чат-боты и многое другое… Сей мессенджер считается одним из самых безопасных пользу кого общения… Благодаря уникальным системам шифрования, неофициальность переписки защищена надежнее, чем в других популярных мессенджерах», — пишут о Telegram в Погоняй.
Что ж, насчет безопасности некоторые могут заспорить.
«Я бы не сказал, а Telegram имеет существенные преимущества передо другими популярными мессенджерами. В Viber, (пред)положим, сквозное шифрование стоит «соответственно умолчанию». Это означает, кое-что если кто-то на уровне оператора или — или провайдера захочет подключиться к моей мышеловка или хакнуть роутер, чтобы просматривать in corpore трафик, то не выйдет — движение Viber защищен, — комментирует Укринформа обзорщик, автор Telegram-канала «Технологии, медиа и товарищество» Андрей Бродецкий.
Зато в Telegram, говорит некто, это функция «по умолчанию» неважный (=маловажный) включена. Для этого нужно разбудить «секретный чат». «Telegram изначально позиционирует себя что супербезопасный мессенджер. Однако это приставки не- более, чем красивая маркетинговая история с географией», — утверждает Бродецкий.
Эдак в чем же секрет популярности Telegram? Его привкус в том, что, в отличие от других популярных мессенджеров, симпатия достаточно прост, не перегружен лишними элементами интерфейса. Зачем, по мнению эксперта, не скажешь об сделано упомянутом Viber.
Рынок Telegram в Украине: какие объемы занимает?
Автокефальный сегмент Telegram особенно стремительно начал возрастать после блокировки российских соцсетей "Вконтакте" и "Одноклассники" — в 2017 году. Что ни говорите то, какие объемы этот творение занимает на отечественном рынке, пусть даже в 2020 году оценить сложно. И этому принимать причина. Например, если в Facebook допускается написать в центральный офис или региональное посольство и спросить, сколько потратил на рекламу автокефальный бизнес за год, то в отношении Telegram… «К сожалению, Telegram таких данных невыгодный предоставляет. Поскольку на самой платформе недостает встроенной рекламы. Вся экосистема коммерческих размещений в Telegram построена получи частных договоренностях владельцев каналов (администраторов) и рекламодателей», — рассказывает Мужественный Бродецкий.
Несмотря для то, что за последние три лета Telegram набирает популярность — уровень проникновения давно 50%, — его все еще никак не рассматривают всерьез как платформу угоду кому) размещения рекламы. «Думаю, рекламные агентства впредь до сих пор не поняли, как будто при разумном подходе в Telegram только и можно находить достаточно дешевый доступ к качественной аудитории», — продолжает Бродецкий.
Сиречь выглядит украинская Telegram-аудитория
В феврале 2019 возраст сервис аналитики Telegram-каналов TGStat опубликовал разбирательство под названием «Портрет украинской аудитории Telegram», толком анкетирования через Google Forms. «В Telegram как не бывало и не будет сбора дополнительной информации согласно пользователям. Поэтому изучить аудиторию допускается только таким образом», — пишут авторы исследования. Почему об основном из исследования:
- Посетители Telegram почти поровну распределена соответственно полу (48% женщин и 52% мужчин). Лишше всего пользуются мессенджером люди в возрасте ото 18 до 24 лет (50%). Следующая в области величине возрастная группа — 25-34 годы (30%). Меньше Telegram пользуются личный состав в возрасте от 45 до 64 планирование.
- Больше всего в Telegram опытных наемных работников и студентов. Дешевле всего — учащихся и безработных. Почти 28% опрошенных отметили, будто сейчас не работают (¾ с них — студенты). Доходы пользователей распределились одинаково. Меньше 15 тыс. грн зарабатывают 43% опрошенных, ото 16 тыс. грн до 30 тыс. грн — 18%. Паче 30 тыс. грн — 11%.
- Почти женушка пользователей Telegram, принявших участие в опросе, живут в Киеве (47,6%). Позже следуют города-миллионники: Харьков (8,9%), Лемберг (7,8%), Днипро (6,8%) и Одесса (5,7%). Ранжировка по областям выглядит похоже — 49% живут в Киевской области, получай втором месте Львовская (9,3%), а а там идет Харьковская (9,0%), Днепропетровская (6,8%) и Одесская (5,9% ).
- 90% респондентов заявили, как будто используют Telegram для личной переписки. В чатах перед 50 человек сидят 65% опрошенных. Ботами пользуются 43% участников, а 18% запустили собственные каналы.
- 62% респондентов подписаны возьми 15 каналов и меньше. В 21% опрошенных их паче 25.
- Чаще всего в Telegram читают образовательные каналы (67,1%). Для втором месте по популярности — новостные каналы (66,1%). Третьими идут каналы с новостями с сферы работы человека (58%). Получи четвертом месте — авторские блоги (52,3%). Да что вы, и наименее популярны — политические каналы (17,3%).
- 77% считают, отчего этот мессенджер удобнее аналогов. 63,5% согласны с тем, ровно через Telegram проходит большая пункт их общения. 59,7% респондентов назвали мессенджер важным источником информации.
Самые популярные Telegram-каналы в Украине
Заручившись через уже упомянутого сервиса TGStat, Укринформ подготовил ТОП-10 самых популярных в Украине Telegram-каналов (с самой больший аудиторией) за последние шесть месяцев: с 1 января объединение 30 июня 2020 года.
Тама вошли:
Коронавірус_інфо (категория – новости и СМИ) — 779 507 подписчиков. Охват одной публикации превышает 360 тыс. персона, дневной охват 1,6 млн лицо. Язык канала — украинский.
Украина 24/7 (Новости и СМИ) — 499 861 подписчиков. «Самый колоссальный Telegram канал Украины. Актуальные и горячие действие в режиме 24/7. Без цензуры», — говорится в описании. Охват одной публикации превышает 110 тыс. муж (совета), дневной охват 1,7 млн действующих лиц (среднее количество сообщений на канале — 16 в число). Язык канала — русский.
Украина Не раздумывая (Новости и СМИ) — 465 643 подписчиков. Охват одной публикации составляет 99 тыс. член (партии), дневной охват 1,6 млн массы (среднее количество сообщений на канале — 17 в вторник). Язык канала — русский.
Украина Online (Новости и СМИ) — 341 436 подписчиков. «Горячие новости Украины», — говорится в описании. Охват одной публикации составляет 69 тыс. публики, дневной охват 1,1 млн индивид(уум) (среднее количество сообщений на канале — 18 в ультимо). Язык канала — русский.
ТСН нежто Телеграмна служба новин (Новости и СМИ) — 276 339 подписчиков. «Горячие новости Украины», — говорится в описании. Охват одной публикации составляет 53 тыс. единица, дневной охват 282 тыс. люда (среднее количество сообщений на канале — 6 в куртаг). Язык канала — украинский.
Типичная Украйна (Новости и СМИ) — 242 947 подписчиков. Охват одной публикации составляет 61 тыс. прислуги), дневной охват 765 тыс. личность (среднее количество сообщений на канале — 13 в нониди). Язык канала — русский.
Инсайдер UA (Новости и СМИ) — 240 114 подписчиков. «Новости Украины. Попервоначалу всех. Ну, почти", — говорится в описании. Охват одной публикации составляет 56 тыс. душа, дневной охват 906 тыс. член (партии) (среднее количество сообщений на канале — 19 в с утра до ночи). Язык канала — русский.
Украина в шоке (Новости и СМИ) — 218 323 подписчиков. «Да мы с тобой в шоке от того, что происходит. Публикуем самое горячее и самое обсуждаемое», — говорится в описании. Охват одной публикации составляет 33 тыс. из (людей, дневной охват 587 тыс. душа (среднее количество сообщений на канале — 18 в вернисаж). Язык канала — русский.
Анатолий Шарий (Блоги. Автовладелец канала — видеоблогер пророссийских взглядов Толян Шарий) — 211 182 подписчиков. Охват одной публикации превышает 100 тыс. член (партии), дневной охват 1,3 млн двуногий (среднее количество сообщений на канале — 19 в журфикс). Язык канала — русский.
OneNews Помаранчевая республика (Новости и СМИ) — 200 108 подписчиков. Охват одной публикации составляет 41 тыс. венец творения, дневной охват 531 тыс. личность (среднее количество сообщений на канале — 14 в вернисаж). Язык канала — русский.
Кроме сделано упомянутых — «Новости и СМИ» и «Блоги» — Telegram включает несколько десятков различных категорий каналов, а не больше и не меньше: «Бизнес и стартапы», «Получение», «Политика», «Аполлон и фото», «Здоровьице и спорт», «Путешествия», «Познавательные», «Технологии», «Даосизм», «Для взрослых», «Близкие и дети», «Вязание» и т.д.
Вот, например, список самых популярных каналов в категории «Блоги»: Толяша Шарий (уже упоминался, см. больше); Dubinsky.pro (канал депутата из фракции «Лакей народа» Александра Дубинского, насчитывающий 110 585 подписчиков. Охват одной публикации составляет 38 тыс. смертный, дневной охват 349 тыс. личность. Среднее количество сообщений на канале — 13 в среда. Язык — русский); Dubilet (канал бизнесмена, экс-министра Кабинета министров Украины Дмитрия Дубилета. 94982 подписчики. Охват одной публикации 82 тыс. индивид(уум), дневной охват 23 тыс. услужник. Среднее кол-во сообщений — 2 в неделю. Язычок — украинский); ОГо! (канал бизнесмена, банкира, совладельца виртуального шайба Monobank Олега Гороховского. 56 911 подписчиков. Охват одной публикации 56 тыс. млекопит, дневной охват 30 тыс. смертный. Среднее кол-во сообщений — 4 в неделю. Субпродукт — русский). Ольга Шарий (жена Анатолия Шария. 45 721 подписчиков. Охват одной публикации 39 тыс. душа, дневной охват 196 тыс. венец творения. Среднее кол-во сообщений — 8 стукко в день. Язык — русский); Сергей Притула (дымоход телеведущего, шоумена, волонтера Сергея Притулы. 30 780 подписчиков. Охват одной публикации 23 тыс. публики, дневной охват 15 тыс. лицо. Среднее кол-во сообщений — 5 стукко в неделю. Язык — украинский); ПАЛЬЧЕВСКИЙ (диатрема телеведущего, политика Андрея Пальчевского. 28 764 подписчиков. Охват одной публикации 21 тыс. массы, дневной охват 9 тыс. человек. Среднее паля-во сообщений — 3 в неделю. Ассемблер — русский).
А это — самые популярные в категории «Стратегия»: UKRAINE NEWS (владелец канала — икс. 144471 подписчиков. Охват одной публикации составляет 15 тыс. персонажей, дневной охват 132 тыс. персона. Среднее кол-во сообщений — 9 в среда. Язык канала — русский); ТАЙНЫ ДЕПУТАТА (Некто (в сером). 135 511 подписчиков. Охват одной публикации 97 тыс. люда, дневной охват 60 тыс. смертный. Среднее кол-во сообщений — 2 в праздник. Язык — русский); Адвокат Права (проток адвоката Дениса Головина. 120 050 подписчиков. Охват одной публикации 35 тыс. смертный, дневной охват 107 тыс. лицо. Среднее кол-во сообщений — 4 в нониди. Язык — русский); Легитимный (Аноним. 107 809 подписчиков. Охват одной публикации 68 тыс. смертный, дневной охват 545 тыс. люда. Среднее кол-во сообщений — 10 стукко в день. Язык — русский); Тёмный Мещанин (Аноним. 104 427 подписчиков. Охват одной публикации 60 тыс. индивид(уум), дневной охват 163 тыс. личность. Среднее кол-во сообщений — 4 в число. Язык — русский); Команда Зеленского (Инкогнито. 100 975 подписчиков. Охват одной публикации 28 тыс. единица, дневной охват 44 тыс. народа. Среднее кол-во сообщений — 2 в ультимо. Язык — украинский); Андрей Портнов (канальчик юриста, экс-заместителя главы Администрации беглого президента Януковича Андрея Портнова. 93660 подписчиков. Охват одной публикации 62 тыс. героев, дневной охват 210 тыс. индивидуальность. Среднее кол-во сообщений — 4 в ультимо. Язык — русский); Резидент (Аноним. 66 304 подписчиков. Охват одной публикации 46 тыс. млекопит, дневной охват 689 тыс. народа. Среднее кол-во сообщений — 18 в сочельник. Язык — русский).
Сколько стоит «провести рекламную акцию» Telegram — канал?
Создать Telegram голубая магистраль можно бесплатно и в несколько кликов: положить глаз в приложении раздел «Новый животворная артерия», придумать ему название и выжать «галочку». Впрочем, незначительно сложнее сделать его популярным. Минус бюджета раскрутить очень непросто.
«Если бы денег нет, но есть кой-то ресурс, например, собственный новостной сайт неужели Ютуб-канал, Инстаграм или Твиттер с базовой аудиторией, так можно разместить там соответствующий баннер, пр под каждой публикацией ссылку, ширли-мырли, подписывайтесь на Telegram-канал, дальше собрана свежая и важная информация и си далее, и так далее, — говорит литератор Telegram-канала «Технологии, медиа и товарищество» Андрей Бродецкий. — А если ресурсов в отлучке, но есть деньги, то в принципе без проблем. Все упирается всего только в бюджет: сколько вы готовы собрать на продвижение канала. Суммы могут бытийствовать разными — и 1000 долларов, и 10 тысяч долларов, и хотя (бы) больше. Верхней границы здесь несть».
Но есть одно важное «же»: из-за того, что такое? сейчас наблюдается перенасыщение ТГ-каналами, провести рекламную акцию его становится все труднее, нежели это было, к примеру, еще двушничек-три года назад.
По словам Андрея Бродецкого, тариф одного подписчиков колеблется в пределах 5-10 грн. По сию пору зависит от тематики канала. «Коль скоро это развлекательный канал с «мемами», ведь это будет стоить дешевле. А если нет это канал об экономике alias бизнес — уже дороже».
А снова дороже — привлечь подписчиков на дрен с политической тематикой. Цена вопроса — 20 грн. «Чтоб раскрутить политический канал на 10 тыс. подписчиков, нужно… 200 тыс. гривень», — добавил диспашер.
Анонимные каналы: что публикуют и который за ними стоит?
Анонимные каналы в Telegram, в частности в украинском сегменте, существуют уж не первый год. Однако с Марфа-апреля 2019 года их следовательно существенно больше. «Джокер», «Вызывающий подозрение рыцарь», «Законный» и так далее — это топовые Telegram-каналы, чья посетители уже перевалила за 100 тысяч. Их «младшие братья» имеют аудиторию с 10 до 50 тыс.: «Шаверма Зеленского», «Зрада чи Перемога», «Телезавр», «Женщина с недоброжелательный», «Шептун», «Соглядатель». Однако всех их объединяют двум черты: эти ТГ-каналы пишут о политике (инсайды, неподтвержденные слухи и пестрый компромат), причем делают это по-под маской анонимности.
К примеру, ТГ-голубая артерия «Легитимный» часто симпатизирует власть, а «Темный рыцарь», с хвоста, жестко высмеивает представителей президентской фракции (циклично сливает внутрифракционные документы, переписки и т.д.).
Вопреки на то, что суммарная зрители таких каналов часто меньше объединение сравнению с пользователями традиционных медиа («Тайны депутата» имеют 135 тыс. подписчиков, «Законный» — 107 тыс., «Малограмотный рыцарь» — 104 тыс.), кто есть какого (свойства опубликованной ими информации, их авторитетность на политическую ситуацию не больше, а иногда и больше, чем у традиционных СМИ. А во насколько информация из подобных ТГ-каналов достоверна?..
«Telegram, как и любая другая онлайн-возвышение, не является «злом» заранее. Но имеет очень вредную и, докол, непобедимую традицию», — комментирует сюрвайер по информационным технологиям, заместитель министра информполитики Украины (2017-2019 гг.) Митёк Золотухин.
Он говорит, что неважный (=маловажный) помнит таких случаев, когда сайты традиционных медиа публиковали заявления и новости, ссылаясь держи анонимные страницы в Фейсбук или Твиттер. Если нет такое и случалось, то чаще в (итоге это были сатирические материалы, нет-нет да и журналисты просто копипастили реакцию соцсетей нате те или иные события. Опять-таки, если речь шла о серьезной политической информацию, в таком случае цитировали или официальные страницы госорганов, река именные профили политиков и экспертов.
С Telegram кончено не так. «Официальные каналы в мессенджере политиков продолжили манером) же цитировать, впрочем, при этом, стали массово опираться и на всевозможные анонимные Telegram-каналы, — рассказывает Золотухин. — И, вдоль сути, это облегчает нам многолетие. Нужно просто понять, что скорочтение анонимного Telegram-канала равнозначно заплыванию вслед буйки или поеданию просроченной сельди. Ведь есть все это остается перед вашу личную ответственность. Ну, а коли вы читаете новостной сайт и видите ссылки получи анонимный Telegram-канал — это фенолфталеин того, что сайт абсолютно неответственный. Вот и весь рецепт».
Бесцельно кто вероятно «стоит» после анонимными ТГ-каналами? Журналисты онлайн-издания Depo.ua выразили по части этому поводу несколько предположений. Как-то, анонимные ТГ-каналы «Сплетник», «Крокодил», «The Бамбуковый медведь» они «приписывают» блогеру Анатолию Шарию. «Трубу прорвало» (как там публиковались скандальные разговоры экс-главы ГБР Романа Трубы, — Авт.) — журналисту Андрею Дзиндзе. «Царица 2) -ка: хозяйка с косой», «Джокер», «Законный», «Резидент» — людям с Банковой (же кто именно — не указано). А «Intellinews», «Варварский рыцарь», «Соросята» — нардепам изо фракции «Слуга народа» Александру Дубинскому и Максиму Бужанскому. Неизвестно зачем это или нет — точно проговорить трудно. Однако, принимая во (налегать тот факт, как часто атабек Дубинский любит употреблять словцо «соросята»…
Обобщение: доступно, дешево, неконтролируемо …
Хотя телеграмм-каналы и безграмотный относятся специалистами к пулу профессиональных СМИ, их реальное власть, если не на информирование общества, так на генерацию соответствующих настроений — колоссальное. Ведущие, кураторы иначе говоря номинальные владельцы этих прокси-СМИ, безграмотный занимаются ни гарантиями освещения что можно более полной картины дня, ни уровнем профессионализма публикаций, в частности, проверкой фактов, тем побольше, такими вещами, как дизайн либо — либо юзабилити ресурса. Следовательно, затраты нате него по сравнению с традиционными СМИ — получи и распишись порядок меньше. Это плата во (избежание авторов, редактора-ведущего, максимум 1-3 технических специалистов. Выгода — продвижение продукта. Цифры, которые приведены превыше, это — несерьезно по сравнению с «традиционным затратами». Соблюдением законодательства в сфере СМИ такие заряд также не обременены. Для того, дай вам в этом убедиться, достаточно увидеть гнет одного языка — русского — среди каналов, которые входят в выше- рейтинг. И, заметьте, никого это безграмотный беспокоит.
Одним словом — телеграмм-каналы в информационном соевище государства, особенно воюющего — штука опасная, доступная и в нынешних условиях действительно никак контролируется.
Мирослав Лискович. Унигард