Всe прoстo: поднять рaбoту диспeтчeрскoй службы, oптимизирoвaть сxeмы бaзирoвaния "скoрoй", пoвысить зaрплaту
Кaжeтся, рeфoрмирoвaли у нaс нe тaк дaвнo "скoрую", a всe рaвнo… Двe трeти укрaинцeв нe мoгут вoврeмя пoлучить экстрeнную мeдицинскую пoмoщь. Тoлькo в 17-18% случaeв бригaды уклaдывaются в oпрeдeлeннoe рeглaмeнтaми врeмя приeздa. Этo кoнстaтирoвaли нa брифингe умный здрaвooxрaнeния Мaксим Стeпaнoв и eгo зaмeститeль Иринa Сaдoвяк. Пo иx слoвaм, eжeгoднo пoчти в 5 миллиoнax случaeв с примeрнo 7 миллиoнoв вызoвoв мeдики прибывaют к пaциeнтaм нeвoврeмя. Инoгдa этo овчинка выделки стоит больным жизни. Основные причины несоблюдения нормативов (10 минут в городе и 20 — в сельской местности) — ненадлежащее техническое положение карет "скорой", распутица и нехватка пунктов базирования бригад. Особняком Максим Степанов отметил недисциплинированность и бесчувственность участников дорожного движения — водители неважный (=маловажный) всегда уступают экстренным службам посторонись. Поэтому министр считает необходимым кардинально повысить штрафы за отказ не замечать машины экстренной медпомощи с проблесковыми маячками.
А эксперты и люди в белых халатах-практики говорят еще и об оптимизации крылена подстанций и пунктов базирования бригад "скорой", паче смелом внедрении цифровых технологий диспетчеризации, улучшении менеджмента, эффективном использовании предоставленного государством финансового ресурса — в качестве кого о пути нормализации ситуации в отрасли, через которой напрямую зависят человеческие питание. Все это можно сделать по сравнению быстро…
1. О каретах "скорой". Которые кое-когда уже почти превратились в "тыкву"
Возьми подконтрольных Киеву украинских территориях работают 25 центров экстренной помощи и медицины катастроф. (год) спустя недавней реформы экстренной медицины так-таки они отвечают за этот геоантиклиналь в своих регионах, имея в распоряжении ото полусотни до двух с половиной сотен машин — просто-напросто примерно 3000 исправных (относительно). Таким образом, точно по данным Минздрава, один автомобиль скорой помощи "обслуживает" 14 тысяч 211 украинцев. Свыше всего "скорых" в столице, идеже на 246 машин приходится еле-е больше 12 тысяч населения. Действительно, речь идет только о, так сообщить, "официальных" киевлянах. В меньшей мере "скорых" в Волынской области. Каждая с 52 местных машин рассчитана получи оказание помощи почти 20 тысячам волынян. Около этом, по словам Максима Степанова, в стране сильнее 1800 карет "скорой" старее 10 лет. Часть из них поголовно непригодна к использованию. Чтобы хоть суффикс улучшить ситуацию, Минздрав планирует к концу возраст приобрести примерно 400 новых автомобилей.
Ситуация в региональном разрезе как и различна. Где-то парк обновлен — в частности, в столице. В этом Укринформ убедился, готовя фоторепортаж о работе коммунальной организации "Киивмедспецтранс". "Спецавтомобилей стоит только, чтобы 15% из них (га нормам ВОЗ) стояли в резерве", — похвастался лидер аппарата КГГА Дмитрий Загуменный. И возле этом назвал цифры даже не чета, чем в общегосударственной статистике: "До международным стандартам, для такого города что Киев нужно иметь 298 карет, то время) как их — 285". А руководитель предприятия Витуля Безносюк рассчитывает, что, получив с городских властей запланированные на данный год 50 миллионов гривень, столичная работа "скорой" "держи 100% будет соответствовать международным нормам ровно по обеспечению населения спецмашинами. Наш цель — Мадрид и Лондон, где карета прибывает сверху вызов за 6 минут 55 секунд и 8 минут надлежаще". Кстати, Киев по этому показателю середь столиц мира за последние 6 парение переместился с 127-й позиции на четвертую. В книжка числе и благодаря расширению сети полос движения с целью общественного и спецтранспорта.
Заместитель генерального директора Киевского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф ровно по оперативной работе Олег Куц называет "приемлемым" и кома спецавтопарка Киевской области. "Техническое состояньице автомобилей улучшается. Впервые массово закупили автомобили полет 6 назад. Затем замена происходила приставки не- так интенсивно. В частности, на деньги благотворителей. Поэтому полностью избавиться с старых машин не удалось. Кое-идеже еще даже "бегают" душевно устаревшие УАЗы. Но парк поддерживаем в рабочем состоянии".
(само собой) разумеется же, и в Киевской области, и в других регионах рассчитывают, аюшки? обещанные властью "дополнительные" спецмашины встанут получай дежурство как можно скорее.
2. "Скорая" должна сковаться ближе к людям. В прямом смысле
Так уже сейчас (и при нынешнем состоянии украинских дорог) упихивать возможность улучшить показатели приезда бригад "скорой" к пациентам, — гарантирую Олег Куц: «Государство должно быть гарантировать предоставление экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим. Эпохальный фактор при этом — территориальное порядок бригад "скорой". Считаться с чем позаботиться об оптимизации сети подстанций и их размещения. Вотан из вариантов — создание дополнительных пунктов базирования скорой медицинской помощи. Считаю, в городе с 200-300-тысячным населением нельзя не быть 5-6 таких пунктов. Если бы же речь идет о крупных городах, идеже часто возникают дорожные пробки, должны находиться и так называемые "непостоянные" пункты базирования. Идеже бригады будут ждать вызов что раз в периоды наибольшего трафика возьми дорогах".
При этом, числом словам Олега Куца, для обустройства таких пунктов маловыгодный нужны специальные решения Минздрава не то — не то государственные программы. Больше ответственности в себя должен принимать местные руководящие круги. Если, конечно, они по-настоящему заинтересованы в томишко, чтобы "скорая" приезжала к людям в урочный час. "Если разумно формировать текстиль пунктов базирования, вполне реально убавить норматив приезда машины с 10 по 5-6 минут. Мы же вплоть до сих пор имеем ситуацию, иным часом в трёхсоттысячном городе только один али два пункта базирования "скорых". Опосля хоть десять бригад будут коптеть, хоть 100 — один результат: постоянные опоздания", — отмечает повелитель Куц.
Дополнительный же пункт базирования, за его словам, — это малограмотный обязательно отдельное здание с большой территорией. Запросы минимальные — место для стоянки автомобилей (не мешает хотя бы с каким-то навесом) и 3-4 комнаты к пребывания бригад. С элементарными бытовыми удобствами и возможностью в (видах ответственного хранения медикаментов. Например, в целях этого можно использовать площади медучреждений, высвобождаемых в результате реорганизации либо переоснащения.
Отдельно (однако уже как о более или меньше отдаленной для Украины перспективе) Лёша Куц говорит о формировании мотобригады "скорой" — исполнение) оперативного и беспроблемного оказания первой медпомощи в экстремальных случаях.
3. Цифровизация диспетчеризации ("тренинг" для чиновников, а не исполнение) логопедов)
Инфекционист, консультант по управлению изменениями, хозяин Revival Institute for Future Вадим Аристов объясняет сегодняшнее положение вещей в экстренной медицине "недореформированием" отрасли. "Для вида в этой области произошли структурные изменения. Скорую пособничество превратили в экстренную и неотложную. Неотложную в итоге, на практике "сбросили" на семейных врачей. Да те так и не взяли получи себя ответственность за этот адъюстаж работы.
Даже если оценивать категориями первичной медпомощи, они сполна не выполняют своего функционала. В экстремальных условиях, рядом коронавирусе, выяснилось, что на самом деле семейные люди в белых халатах не находятся на связи с пациентами 24/7. Пусть даже в рабочие часы по телефону безлюдный (=малолюдный) все необходимые советы дают, мало-: неграмотный говоря уже о правильном "введении" пациента с подозрением получай COVID-19 в систему здравоохранения", — констатирует сюрвейер.
Немногим лучше дела, по его словам, и в системе экстренной помощи. Работенка сменила подчинение. Раньше это была отдельная подстроение в каждом районе. Сейчас "аппарат управления" перенесли на местный уровень. "Что, в принципе, согласно правилам. Если бы реформу довели перед конца, — соглашается господин Аристов. — Да из-за отсутствия нормального менеджмента и низкого уровня использования цифровых технологий порядок диспетчеризации в областях далеко не оптимальна. В большинстве случаев диспетчеры малограмотный видят общей картины — где четко находится каждая из карет скорой помощи, какая с них может быстрее приехать держи вызов по тому или иному адресу… Исправление будет, если бригады распределять в области вызовам станет электронная система. С использованием GPS-маячков. Яко, как это делается в современных службах тачка (UBER, Bolt и т.д.). Когда электронная диспетчерская согласно правилам знает, где находится клиент, а идеже автомобиль, и оптимизирует маршрут — чтобы заборщик меньше ждал, а машина делала не в такой мере "лишних движений". Вследствие того уровень диспетчеризации, возможно, даже стоит только поднять с областного до национального".
4. О кадрах. Новые, старые и тёцка, что "ни рыба, ни ко"
Другая проблема — кадровая. Главная ее причинность, по словам Вадима Аристова, — высокая ступень демотивации врачей, водителей и младшего медперсонала. В частности, изо-за отсутствия смыслов "уважаемого в обществе спасителя" и низких зарплат. Соответственно данным руководителей Минздрава заработная платеж профессионального фельдшера — в лучшем случае, 6-6,5 тысяч гривен. Водителю, работающему получи и распишись полторы ставки, начисляют 5500…
"С-за неправильного управления медицинской отраслью, скорая содействие фактически превратилась в "яму отчаяния", слабо попадают молодые специалисты, не имеющие "выходов" и связей, затем чтобы устроиться на более "выгодные" должности. И эту работу большая) часть расценивает как временную. Рассчитывая, ровно наберутся опыта, познакомятся с коллегами и перейдут заниматься в другие места. Поэтому речь по рукам и о полном отсутствии заинтересованности в профессиональном совершенствовании. Чувствуя пристрастие общества, люди не слишком задумываются надо тем, как можно улучшить работу своей службы. Дрянной тебе инициативы снизу. А от руководства — по временам еще и "тихое сопротивление "реформированию свысока", — объясняет директор Revival Institute for Future. Некто называет это следствием некоего "рабского социального договора", сформировавшегося в стране в отношениях с людьми этой профессии.
Сообразно мнению Вадима Аристова, ситуацию только и можно изменить, пересмотрев "договор", проведя кампанию согласно маркетингу этой специальности и улучшив оплачивание экстренной службы. А точнее, даже беспритязательно эффективнее распределяя имеющийся ресурс. Поэтому что у нас парадокс: с одной стороны, бабульки фактически не доходят до реальных исполнителей, которые контактируют с пациентами и спасают их жизни. С альтернативный — если разделить средства, которые каждогодно тратим на систему экстренной помощи, сверху количество вызовов, получим довольно приличные фонды. За такие деньги можно приковать коммерческого провайдера, который способен имеет первостепенное значение улучшить качество предоставления услуг. "Так есть, опять речь о плохом менеджменте, — обобщает референт по управлению изменениями. — Сызнова несколько лет назад некоторые коммерческие клиники предлагали предоставить им скорую медпомощь какой-так области или города в концессию. Были выкладки, как за предоставленные государством деньжата повысить эффективность работы службы в разы. В частности, вследствие реструктуризации, уменьшению количества административного персонала и расходов, неважный (=маловажный) влияющих на качество медицинской помощи, не возбраняется сэкономить значительные средства для магист функции службы.
…Такую же инициативу моя банда пыталась воплотить в Одесской области вот времена губернаторства Саакашвили. Но изо-за недолгой его каденции времени в воплощение замыслов не хватило…", — говорит господинчик Аристов.
5. “Что немцу добро, то украинцу… ". О часть, как не сделать еще невыгодно отличается от
Оценивая перспективы реформирования отрасли, Вадимир Аристов довольно осторожно говорит об идее изменения модели работы экстренной помощи, которую энергетически пропагандируют иностранные советники. Речь чудненько о планах вывести врачей из состава бригад скорой, завысить квалификацию и перевести в специальные отделения разве самостоятельные учреждения неотложной помощи. А экипажи карет "скорой" хотят укомплектовать тож фельдшерами, или людьми, прошедшими курсы парамедиков. "Созвучно, изменится функция "скорой". Незамедлительно идея экстренной медпомощи — быстро попасть для место происшествия и, имея в машине необходимые снадобье и аппаратуру, стабилизировать состояние человека и переправлять в стационарное медучреждение, где его ждет "серьезное" излечение — в частности, хирургическое вмешательство. А при обновленном подходе полноте другая задача — максимально быстро прискакать на вызов и так же борзо доставить пациента в больницу неотложной помощи. Фарт парамедика — оперативно забрать человека — во, из-под обломков разбитого автомобиля, отметелить жгуты, зафиксировать… Есть конкретные труды (научного общества). Но речь идет, в основном, о механистических методах, безо врачебных манипуляций", — объясняет Вадя Аристов.
Впрочем, эксперт сомневается: в таком случае, что хорошо для развитой инфраструктуры Европы и США, маловероятно ли без адаптации заработает в Украине. Вдоль крайней мере, в ближайшие годы. "Дилемма" быстро привезти упирается, встарь всего, в расстояние и дороги. Соответственно, забацать это часто технически невозможно. Предлагаемая натура, к сожалению, такие реалии не учитывает. Что же делать, если расстояния — большие, дороги — плохие, вот именно еще и райбольницы на периферии становятся по сию пору менее функциональными (много инициатив их руководителей соответственно превращению их в хосписы, социальные учреждения, идеже нет хирургии, анестезиологов и т.д.). Под лад, тяжелого больного туда не привезешь. Придется колесить еще за десятки километров в опорное медучреждение. Сие означает отсрочку оказания человеку профессиональной помощи. Следовательно шансов выжить у пациентов становится не в такой мере", — предостерегает от поспешных решений Вадимир Аристов.
В то же время начальник Revival Institute for Future отмечает: кабы руководство Минздрава само поднимает эту тему, осознает и признает просчеты и ошибки, уплетать надежда, что лечить "болезни" отрасли экстренной медпомощи довольно легче. При этом специалист советует простереть круг критериев оценки. Это должны жить(-быть не только скорость приезда экипажа, только и клинические результаты оказания помощи, дисконт выживания людей после экстренных случаев, удовлетворенность граждан обслуживанием…
И о ведомственном взаимоисключение — вместо эпилога. Где потерялись финансы?
Информируя о правительственном решении увеличить оплачивание экстренной медпомощи на 40%, руководитель Минздрава обвинило Национальную службу здоровья в фолиант, что эти средства так и мало-: неграмотный поступили на места. Потому что-что с медучреждениями не заключили договоров о повышенных тарифах для предоставление экстренной помощи. "Возникли проблемы — точно всегда с Национальной службой здоровья. Они медленным темпом двигаются, считают, что допустимо сочинять какие-то отговорки и не заточать (в тюрьму договоры… Думаю, за ближайшую неделю автор этих строк все-таки заставим их заточить эти договоры и переначислить повышенный пошлина экстренной медицинской помощи", — заявил нате брифинге Максим Степанов.
В НСЗУ свою вину отрицают. И "кивают" бери министерство. "Направления, по которым НСЗУ перечисляет монета, а также объемы средств по на человека направлению фиксируются в паспорте соответствующей бюджетной программы. Во (избежание того, чтобы НСЗУ могла перезаключить договоры с учреждениями вдоль повышенным тарифам, нужно внести изменения в вид на жительство. Их должно утвердить Министерство здравоохранения сообразно согласованию с Минфином. Без внесения сих изменений НСЗУ не может умножить объем финансирования и начинать заключение договоров", — говорится в сообщении ведомства …
А до ((сего чиновники "бьются" и ищут "крайних", медикам нате местах остается довольствоваться полученным копейками. Тож не полученными. Потому что в положенный срок получают зарплату не везде. К примеру, в Смеле Черкасской области продолжаются протесты медработников, которые д три месяца не получают заработанного…
Влад Обух, Киев