Oбязaтeльныe чaсы дoбaвили, и спaсeниe — искуснoe бaлaнсирoвaниe прeдмeтaми — нa плeчax шкoльныx aдминистрaций
В кoнцe мaртa Министeрствo oбрaзoвaния и нaуки утвeрдилo типoвую oбрaзoвaтeльную прoгрaмму НУШ в (видах 5-9 клaссoв. «Нa oснoвe гoсудaрствeннoгo стaндaртa бaзoвoгo срeднeгo oбрaзoвaния рaзрaбoтaнa и утвeрждeнa типoвaя oбрaзoвaтeльнaя прoгрaммa во (избежание 5-9 клaссoв и нaчaтa рaзрaбoткa мoдeльныx учeбныx прoгрaмм. Автор этих строк пoлучили кoмплeксный и взвeшeнный дoкумeнт, кoтoрый мaксимaльнo учитывaeт интeрeсы дeтeй и дoстигaeт глaвныx цeлeй НУШ», – сooбщили нa сaйтe министeрствa нa пoзaпрoшлoй нeдeлe.
Кaзaлoсь бы — oбычный рaбoчий движение, ничего интересного. Но на самом деле в образовательно-родительских кругах анализ программы продолжалась едва ли безграмотный всю зиму и до сих пор удовлетворенности принятым решением безграмотный видно. Если коротко — существуют мнения, чисто вместо реального осовременивания программы, снятия лишней нагрузки получи и распишись учеников школам фактически предлагают далеко не оставлять детям и часа свободного времени в будние век.
ПЫТКА УРОКАМИ: СКОЛЬКО ШКОЛЫ ВЫДЕРЖИТ Адепт?
В Минобразования дали уже немало разъяснений про новой программы для 5-9 классов учреждений общего среднего образования. Пишут, в частности, почто учебное заведение должно разработать свою образовательную программу для основе типовой. И что в соответствии с этой нормальный образовательной программой учебная нагрузка учащихся отнюдь не увеличивается, а учебное заведение может неповторимо принимать решение относительно предметов этического направления.
Оно по всей видимости и хорошо, но ведь нагрузку приумножать дальше некуда – часто у учеников 5-9 классов поуже сегодня по 7-8 уроков в вернисаж. На площадке osvita.ua, посвященной проблемам образования в Украине и по (по грибы) рубежом, недавно стартовал онлайн-опрашивание: Должен ли учебный день ученика быть членом из 7-8 уроков? 90% пользователей убеждены, что-что нет. "7-8 часов в школе + домашнее план тоже столько же времени, а ведь и больше, потому что современное подготовление направлено на самостоятельное изучение материала, ведь есть ученики работают больше 16 часов в сочельник!", — комментирует опрос пользовательница Алекся.
"Наши дети должны предпочтительно времени двигаться, а не сидеть повально время. 8 уроков подряд с перерывами в 10 минут – сие многовато даже для взрослого", – считает просветительница под ником Результативность. "У нас в очном расписании в соответствии с 7 уроков, а в пятницу – 8. Сие с учетом того, что основы здоровья, музыку и хореографию у нас уж не преподают. Я в школу несла только лишь тетради и электронную книгу, и то – к домашним пенатам возвращалась такая, будто целый денек работала где-то на заводе. Позднее кружки. Приезжала домой около 7 вечера выжатая, якобы лимон", – рассказывает единичница 8 класса Таня.
"Хотите правду? Мелкота просто перегорают в школе, можете выполнить социологический опрос среди детей средней и старшей школы. Паче 90% учащихся не получают никакого удовольствия ото учебы. В школу ходим только для общения с друзьями", – признается другая ученица анонимно. А еще в комментариях – пропасть тезисов, как сделать учебный денечек короче и эффективнее, а знания в целом – полезнее.
Критика темы тщательно изучал образовательный омбудсмен Сергиян Горбачев. Еще в конце января симпатия сообщил на своей странице в Фейсбуке, чего «не только тщательно изучал оный документ и готовил предложения, но и тщательно следил за дискуссиями — как в публичном пространстве, просто так и в более узком экспертном кругу». В конце концов, омбудсмен направил препроводиловка в министерство, в котором выразил глубокое вера, что документ неприемлем и нуждается в основательной переработке, потому содержит положения, которые существенно нарушают карт-бланш соискателей образования. В частности – кругом недопустимо резкое увеличение учебной нагрузки учащихся, которую авторы документа предлагают определить для детей и подростков 10-15 полет (с учетом домашних заданий). По мнению Горбачева, симпатия будет гораздо больше по времени, нежели установленная действующим законодательством 40-часовая рабочая теленеделя для взрослого человека. Защитник прав и интересов учащихся позднее предлагал даже не выносить получай дальнейшее утверждение указанный проект типичный образовательной программы для 5-9 классов учреждений общего среднего образования, а поиметь в виду предложения участников общественного обсуждения.
ПОДВЕШЕННАЯ Картина: ШКОЛЫ ЖДУТ РАЗЪЯСНЕНИЙ ОТ МИНОБРАЗОВАНИЯ
Вторично такого не было, чтобы предложения общественности и педагогов до тех пор игнорировали, жалуется Укринформу директор одной с школ Киева. Просит не высылаться на ее имя, поскольку, говорит, каверзно дать профессиональный комментарий относительно образовательной программы, поздно ли процесс ее введения немного измерение и непонятных моментов много. Мол, самочки просила конструктивные комментарии, какие-ведь методические рекомендации от Минобразования, (для того понимать, как теперь составлять учебную программу получи следующий год. Поднимала эти вопросы получи и распишись различных площадках и четкого ответа невыгодный получила, будто ситуация после подписания приказа об утверждении программы зависла. "Рецепт издан. Если школа идет вдоль этому приказу – то перегружены ученики. Иначе) будет то нет — то не нарушим ли да мы с тобой распоряжение Кабмина "Об утверждении госстандартов"? Автор этих строк не знаем", — объясняет симпатия. Условно говоря, если урок этики любовную связь) только раз в две недели – невыгодный нарушит ли это государственный норма? Непонятно. Пока, признается, ее учебное нора решило воспользоваться правами автономии и выправить. Ant. испортить свою образовательную программу на тянущийся учебный год, исходя «изо норм, приемлемых для ребенка, а отнюдь не как написано Минобразования».
До того времени, объясняет директор столичной школы, у администрации во всякое время была вариативная составляющая и она могла координировать количество часов: что-то выплеснуть на факультатив, что-то – дополнительными бесконечно для детей, которые усиленно готовились, например, к олимпиадам. "Теперь госстандарт нашел большинство этих часов обязательными, и пространства исполнение) корректировки меньше. Не может маленький плодотворно учиться больше 6 уроков в дней (учитывая физкультуру). Но могу ли нонче переставить часы, чтобы уменьшить нагрузку для детей, если в приказе нет главного – содержания предметов, модельных образовательных программ за новым госстандартам?"- объясняет расплывчатость положения руководитель школы. Модельные программы (определяют ориентировочную гр достижения ожидаемых результатов обучения учащихся, питание учебного предмета) якобы тоже пока еще обещали опубликовать, но пока их кто в отсутствии и непонятно, может ли школа учредить. Ant. расформировать уроки так, чтобы они стали больше интенсивными, эффективными и уменьшились в количестве.
Педагоги и администрация некоторых школ фактически не очень пока разобрались, в нежели основное отличие новой образовательной программы ото предыдущей, говорит начальник главного управления общего среднего и дошкольного образования министерства Юраха Кононенко. Раньше было очень видимо-нев вариантов учебных планов – в есть такие годы до 22, и каждая класс выбирала свой, учитывая специализацию (углубленное штудирование иностранных языков, математики и т.д.). «Покамест для каждой образовательной отрасли (сие такая условная единица, объединяет предметы сиречь интегрированные курсы: например, языково-литературная круг – это украинский язык, чтение, иностранные языки, литературы и языки национальных меньшинств) и предметов, которые в нее входят, фиксировано минимальное, рекомендуемое и максимальное количество учебных часов, – говорит возлюбленный. — Мы в образовательной программе указываем всего только рекомендуемое количество часов. Школы могут пустить в ход минимальное количество в одной отрасли и максимальное – в прочий, если считают это необходимым». Ввиду программа, утвержденная Минобразования, по словам Кононенко, соответствует государственному стандарту базового среднего образования (некто утвержден Кабинетом министров Украины в сентябре 2021 лета), то такие действия нарушением, без всякого сомнения, не будут.
Стандарт, о котором так и быть речь, устанавливает базовые знания и компетентности, которыми наше будущее должны обладать, оканчивая 9 класс, они обязательны про выполнения, объясняет чиновник. Но с 2017 возраст само учебное заведение утверждает свою образовательную программу (бери основе типовой, которая показывает пути к выполнению стандарта). «Абстрактно школа может использовать минимальное мера часов, если считает, что стремление, определенная стандартом, будет достигнута, – объясняет Кононенко. — Ведь есть все зависит от наполнения, содержания каждого часа, педагогического мастерства». Посему, можно перераспределять часы за цифирь баланса между минимальными и максимальными длительное время. А кроме того, еще и остаются дополнительные будильник для углубленного изучения предметов, курсов в области выбору (то, что называют факультативами) и проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий, сказал Юра Кононенко. «Хотя действительно, их итак меньше в связи с другим подходом к минимальным, рекомендуемым и максимальным часам после предметам: это по 2 дополнительных часа в 5-6 классах, по части часу в 7-8 и 0,5 – в 9-х», – признает симпатия.
Школам остается научиться балансировать посреди этими часами. Скажем, есть такая образовательная область — социальная и здоровьесберегающая. Хотят — могут исследовать только один интегрированный курс ("Гигиея, безопасность и благосостояние") или равно как "Этику", "Культуру добрососедства" аль другие курсы нравственного направления. А нагрузку в Минобразования изрядный не считают – мол, поглощать нормы предельно допустимой нагрузки бери детей, описанные в Санитарном регламенте, и драйвер их не нарушает. «5 мастерство – 28 часов в неделю, 8-9 – 33, достоинство 3 часа физкультуры в каждом классе. В части нечеловечески допустимой нагрузки в новом регламенте, кто действует с 1 января, ничего не изменилось, – отмечает Кононенко. — А разрабатывали сии нормы гигиенисты и физиологи Института общественного здоровья им. А. М. Марзеева НАМН, самовольно Санитарный регламент утвержден Министерством здравоохранения». За словам Кононенко, нормы предельно допустимой нагрузки безвыгодный меняются уже больше 20 планирование. Хочешь уменьшить нагрузку на учеников — умей лавировать.
ВЫХОД — В РЕАЛЬНОМ ПРОФИЛИРОВАНИИ
Чтобы основание было более качественным и чтобы детьми было легче осваивать школьный стоимость, идти можно несколькими путями, используя внутренние резервы на разных уровнях, считает Сергуся Горбачев.
Первое, что можно содеять – структурировать учебный материал, уменьшив фонд второстепенного. Создать более качественно проработанные интегрированные курсы, так чтобы нагрузка уменьшилась за счет меньшего количества предметов. "В старшей школе — накануне 20 предметов каждую неделю, сие же практически невозможно усвоить! – говорит просветительский омбудсмен. – Более глобальная, стратегическая теорема – давать более структурированное, системное просьба о мире и роли человека, личности в нем. Государственно-монополистический стандарт общего среднего образования с 2020 годы такие возможности предоставляет. Но, к сожалению, они приставки не- были использованы во время создания своеобразный образовательной программы, и потребуется много дискуссий, для того чтобы преодолеть сопротивление “предметного шовинизма”". Сие когда учитель (и, что немаловажно, безупречный учитель) искренне считает, что всего на все(го) его предмет – самый первейший, а другие – так себе, какое-в таком случае недоразумение, не стоящее внимания.
Шаги, которые можно творить уже сейчас для улучшения ситуации, равно как можно разложить по полочкам вдоль уровням сложности и уровням принятия решений.
«Предварительно всего, необходимо наконец отказаться через абсолютно бессмысленной и вредной практики, временами уроки физкультуры не учитываются в общей нагрузке школьников, – даю голову на отсечение Горбачев. – На бумаге, возьмем, 33 часа недельной нагрузки, однако еще есть 3 часа физкультуры, кайфовый время которых дети тоже находятся в школе. Гляди и получается – до 8 уроков вседневно, что сильно переутомляет детей».
Да, если решение о часах физкультуры мало-: неграмотный зависит от школы, то позволяется кое-что сделать здесь и безотлагательно: просто изменить расписание. Например, предлагать уроки парами, чтобы уменьшить норма подготовки домашних заданий. "Кончайте не 5-6 разных предметов каждодневно, а 3-4, и на подготовку дома сделано меньше, – объясняет Сергей Горбачев. – Паки (и паки) один шаг – контролировать кубатура домашних заданий, потому что они нет-нет да и такие, что ребенок, учитывая времена в школе, работает по 10-12 часов в денечек, гораздо больше взрослого человека! И сие — задача администрации учебного заведения: висеть на хвосте, чтобы объем времени на воплощение заданий был не больше предусмотренного государственным санитарным регламентом».
В такой степени, согласно этому документу, объем домашних заданий кому (должно быть таким, чтобы затраты времени получи и распишись их выполнение не превышали в 2-м классе 45 мин, в 5-6 классах – 2,5 часа; в 7-9 классах – 3 часа; в 10-12 классах – 4 часа. Правила — вообще очень хороший документ. Устанавливает в навал такого, чего в реальной жизни отнюдь не всегда встретишь (многие родители сие подтвердили бы). Так, продолжительность уроков в первых классах приставки не- должна превышать 35 минут, кайфовый вторых-четвертых — 40 мин. Регламент уроков должно учитывать оптимальное расклад учебной нагрузки в течение недели, а тоже правильное чередование в течение дня и недели предметов нескованно-математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и основ здоровья и физической культуры. Присутствие составлении расписания уроков необходимо считаться динамику умственной работоспособности учащихся в стремнина дня и недели. Например, для учеников первого класса в школа учебного года необходимо делать внеочередной разгрузочный день – четверг, в порядок которого не вводятся предметы, требующие значительного умственного напряжения (математика, языки). Только есть нюанс – изменение продолжительности уроков (и, по всей вероятности, корректировка других правил) допускается по мнению согласованию с соответствующим органом управления образованием и учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы. Во и получается, что первоклашки отсиживают числом 5 уроков по 45 минут, а «середнячки» до сего часа и в пятницу напрягают головы физикой с геометрией.
А общий, ситуацию с "лишними" предметами до основания перестроит профилирование школы, уверен Гуля Горбачев. Только реальное, а не формальное.
"Профильная хедер с 15-ю предметами – это заумь, профанация идеи, – говорит возлюбленный. – Мы изучали опыт других стран: в старшей профильной школе должно быть быть 5-6 предметов и не боле". Три обязательных предмета (по обыкновению – родной и иностранный языки, математика, курьез мировая и отечественная), и еще 2-3 дозволяется взять на выбор. "И сие правильно: нужно, чтобы у молодого человека в старшей школе была ресурс углубленно изучать тот объем знаний, снискивать те компетенции, с которыми может браться связано будущее профессиональное направление молодого человека", – клянусь образовательный омбудсмен.
Татьяна Негода. Горы