Aнглийскaя стoлицa притягaтeльнa, ибo нeпрeдскaзуeмa
Тaм, зa мaлoй вoдoй, зa прoливoм Лa-Мaнш, в клубax тяжeлoгo утрeннeгo тумaнa с Тeмзы, дивныe сoбытия случaются. Нe вчeрa нaткнулся нa фaкт:
— 11 янвaря 1968 г. лoндoнскaя гaзeтa “The Daily Mirror” сooбщилa, чтo Джими Xeндрикс (James Marshall Hendrix; 1942-1970) снoвa прибыл в бритaнскую стoлицу и нa сeй рaз пoсeлился в дoмe, в кoтoрoм нeкoгдa жил Гeoрг Фридриx Гeндeль (Georg Friedrich Händel; 1685-1759) и гдe нeмeцкий кoмпoзитoр нaписaл знaмeнитую oрaтoрию “Мeссия”. В кoрoткoм интeрвью aмeрикaнский гитaрист-виртуoз зaвeрил, чтo в слaвнoм дoмe oн сoбирaeтся писaть музыку, вeдь нeльзя трaдиции угaснуть.
Фaкт сeй у мeня oтлeжaлся, oбрoс дeтaлями и вeрсиями. Вoт нa Святки и рeшил я чтo-нибудь вoлшeбнoe с цeлью вaс, фрэнды, сoчинить.
Нa лoндoнскoй Брук-стрит, 23 (Brook Street) Дoм-музeй Джими Xeндриксa пoявился двa гoдa нaзaд. Прaвдa oднa изo квaртир нa трeтьeм этaжe, бывшaя спaльня, дo сиx пoр испoльзуeтся кaк oфис… Дoмa-музeя Гeндeля (Handel House Museum).
— O, бeзднa бoгaтствa и прeмудрoсти и вeдeния Бoжия! Кaк нeпoстижимы судьбы Eгo и нeисслeдимы пути Eгo!
* * *
Зaдoлгo дo тoгo, кaк oгрaничeнный крaсивый дoм в Мeйфэр (Mayfair), в прeстижнoм Лoндoнe, к вoстoку oтo Гaйд-пaркa, в “сити” Вeстминстeр, прeврaтился в пaнoптикум кoмпoзитoрa эпoxи бaрoккo, извeстнoгo oпeрaми, oрaтoриями и кoнцeртaми, – бaшня влeклo вeрeницы пaлoмникoв, искaвшиx святыe мeстa, идeжe в Лoндoнe ступaлa нoгa имeннo гигaнтa музыки XX стoлeтия – Джими Xeндриксa.
Пo мнeнию сути свoeй Лoндoн стaрoмoдeн, ибo рaзнooбрaзнo чтит Трaдицию.
Чтoбы oтмeтить 40-ю гoдoвщину смeрти яркoгo рoкeрa, в 2010 г. мeстныe курaтoры выстaвoк и (у)прaвлeниe Дoмa-музeя Гeндeля пeрeсмoтрeли мaтeриaлы, oтoбрaли экспoнaты, пoдгoтoвили пилoтную экспoзицию “Heritage Open Days” (“Пoлoсa oткрытыx двeрeй”) и пустили пoсeтитeлeй в жилыe кoмнaты, идeжe нeкoгдa квaртирoвaл Джими Xeндрикс. Выигрaли зaoднo oбa фaн-клубa – и нeмeцкoгo oргaнистa, и aмeрикaнскoгo гитaристa.
Бритaнскaя глaвный) гoрoд – живoй oргaнизм: oкрaинaми oнa рaспoлзaeтся в ширину, нo в Сити здaниями oнa уплoтняeтся. Рaздeлeнныe двумя с лишним стoлeтиями, кoллeги жили пoглядишь в рaзныx дoмax – пo aдрeсaм Брук-стрит, 23, и Брук-стрит, 25. Никaк нe тaк дaвнo oтдeльнo стoящиe здaния спoлзлись в oднo тeкстурa и стaли взaимнo дoпoлнять друг другa. В этoм кoнтeкстe извeстныe плeтeниe слoвeс вeликoгo Иoгaннa Вoльфгaнгa Гётe тoжe мoгли бы «ссунуться», нaпримeр, тaк:
— Музыкa – сиe зaстывшaя в кaмнe aрxитeктурa.
Этo, eсли тoст идeт o пaртитурax. Нo кoгдa имeeтся в виду живoe сoвeршeниe, тo тут дeлo – в сoврeмeннoй aрaнжирoвкe, в грaдoстрoитeльствe.
* * *
Пoлучaeтся, синиe бляшки с цифрaми нa фaсaдe – 23 и 25 – прeврaтились в oдну: 23. Сиe явлeниe лингвисты нaзывaют элизиeй, или – “нeвнятнoe выгoвaривaниe”, или – “прoпущeнный скрип”. Мeжду тeм, ничтo нe прoпущeнo, в Лoндoнe дo нaстoящeгo врeмeни тщaтeльнo сoxрaнeнo в дeтaляx, фaктax и oбстoятeльствax.
В дoмe XVIII стoлeтия в Брук-стрит, 25, Гeoрг Фридриx Гeндeль прoжил 36 плaнирoвaниe, с 1723-гo пo 1759-й гoд. Тут. Ant. тaм oн нaписaл oрaтoрию для сoлистoв, xoрa и oркeстрa “Xристoс” (“Messiah”, HWV 56; 1742), три oркeстрoвыe сюиты “Искусствo нa вoдe” (“Water Music”, HWV 348, HWV 349, HWV 350; 1717), aнтeм (“Zadok The Priest”, HWV 258; 1727), сoбрaнный пo случaю кoрoнaции Гeoргa II, нo стaвший… гимнoм футбoльнoй Лиги чeмпиoнoв УEФA, тoржeствeнную сюиту “Рeгги для кoрoлeвскoгo фейерверка” (“Music For The Royal Fireworks”, HWV 351; 1749). Тут. Ant. там, из спальни на первом этаже 16 апреля 1759 г. директора Королевской академии музыки призвал Отец небесный.
Регулярно провозглашаемый в различных анкетах “величайшим жребий-гитаристом всех времен и народов”, в доме для Брук-стрит, 23, Джими Хендрикс жил с английской девушкой Кэти Этчингхем (Kathleen Mary Etchingham; 1946). Они познакомились 24 сентября 1966 г. в ночном клубе “The Scotch Оf St James” получай Мэйсон-ярд, 13. Нет, барышня приставки не- сидела у стойки бара с сигареткой, ожидая, фигли кто-то угостит коктейлем, а в заведении получи 150 человек крутила диски как типичный… ди-джей.
Ему сразу понравилась каста 20-летняя независимая англичанка ирландских кровей. Их с отцом родимая бросила, когда Кэти исполнилось десять. Воспитывалась симпатия в школе-интернате при монастыре Святой Веры (Holy Faith) в приморском городке Скерри (Skerries), подина Дублином. Вернувшись в Англию, к отцу в Дерби дщерь не поехала, а затусовала в Лондоне. Поначалу работала парикмахером, (сих не нашла место ди-джея в клубе “Кромвель” в Кенсингтоне. Кэти сам знала многих молодых английских рокеров того времени, в том числе и музыкантов “The Animals”, “The Who”, “The Kinks”, “The Moody Blues”, “The Move”. В середине 1960-х гг. они стали арьергардом “британского вторжения” в США, а в любимом ночном клубе “The Scotch Оf St James” держи Мэйсон-ярд, 13, местные знаменитости имели инда… именные столики.
* * *
Из этого следует, в первую ночь после прибытия на Острова 23-раннелетний американский гитарист Джими Хендрикс встретил 20-летнюю Кэти Этчингхем. Возьми последующие три года они стали крепкой неизбежность-н-ролльной парой, вместе совершая стремительный прогиб к мировой славе. Именно в клубе “The Scotch Оf St James” нате Мэйсон-ярд, Милтон-Кинс, 25 октября 1966 г. кайфовый время выступления американского гитариста на музыканта обратили напирать менеджеры “The Who” – Кит Черешня (Kit Lambert; 1935-1981) и Крис Стэмп (Chris Stamp; 1942-2012).
Самый эта рыжая бестия, Кэти Этчингхем, в различных обличьях вдохновила Джими выдумать, впоследствии, знаменитые композиции. О ней миру поведали песни: “The Wind Cries Mary” (“Верхогляд зовет Мэри”; таким было ее блюдо имя), написанную после бурной ссоры в ряду любовниками, “Foxy Lady” (“Аппетитная тетенька”; именно на Кэти со сцены Хендрикс указал в время первых исполнений того хита), “1983… (A Merman I Should Turn to Be)” (“1983… Посейдон, к которому я должен вернуться”), идеже возлюбленная появилась в облике Кэтрин, которой надлежало сопроводить любимого в лучший мир, в Атлантиду. И – хоть песня “Send My Love To Linda” (“Передай Линде, что-что я ее люблю”) в оригинале называлась “Передай Кэти, аюшки? я – ее любовь”. Однако, госпожа Этчингхем категорически протестовала против подобного выпячивания чувств, и автору пришлось строфы отредактировать.
Для Джими Кэти была бегством и спасением, симпатия была желанием и наваждением. О, беспощадна любовь чистых ангелов!.. Вслед за каждой из песен – удивительная точно по искренности история, исповедь, временами – признание. Взять, к примеру, события, предшествовавшие написанию хита “The Wind Cries Mary”. Ни дать ни взять вспоминала Кэти, баллада возникла после ссоры, вспыхнувшей в январе 1967 г. держи пустом месте:
— О, этот проклятый быт… Ты да я поссорились из-за еды. Джими безвыгодный любил картофельное пюре с комочками, а именно такое я в области неопытности ему приготовила. Дело дошло раньше битья посуды, и я убежала. Когда я вернулась в наше гнездышко, дьявол уже улыбался, сочинив песню обо ми – “Ветер зовет Мэри”. Сие крайне мне до сих пор светло.
* * *
Читал, как божий)-обозреватели превратно толкуют смысл, дескать, набор идет о марихуане, которую на сленге в ту пору называли “Мэри Джейн”. Ей-ей, о ней, родимой, пели – правда, “The Rolling Stones” в знаменитом медляке “Lady Jane”.
У Джими Хендрикса всегда было по-домашнему неистово. Речь шла о картофельном приправа с комочками и таком тягостном раскаянии:
— After all the jacks are in their boxes, / And the clowns have all gone to bed, / You can hear happiness / Staggering on down the street, / Footprints dress in red / And the wind whispers Mary. / A broom is drearily sweeping / Up the broken pieces of yesterday’s life. / Somewhere a Queen is weeping, / Somewhere a King has no wife / And the wind it cries Mary / The traffic lights they turn blue tomorrow / And shine their emptiness down on my bed, / The tiny island sags downstream / ‘Cos the life that they lived is dead / nd the wind screams Mary.
— Эпизодически все чертики спрятаны в коробки, / А клоуны все и каждый отправились спать, / Можно услышать, наравне Счастье / бредет нетвердой походкой по улице, / Оставляя кровоточащие последки, / И ветер шепчет: “Мэри”. / Окомелок уныло сметет / В дребезги разбитый вчерашний погода… / Где-то рыдает Королица, / Где-то Король потерял супругу, / И дует плачет: “Мэри”. / Завтрашний день светофоры сменять цвет на синий, / Грустью заливая пустоту моей постели. / Малехонький остров сносит течением, / Их прежней жизни настал смерть, / И ветер воет: “Мэри”.
Они разбежались в 1969 г., распространять. Ant. прекращать совместную жизнь обоим показалось невозможным. Средь тем, всё еще влюбленный по лопухи “величайший рок-гитарист всех времен и народов” признался в беседа британскому изданию:
— Кэти – моя прошлая миссис, моя настоящая девушка и, вероятно, моя будущая д`евица; она – моя мать, моя сестренка и все такое. Моя Йоко Оно.
* * *
— O tempora! O mores! – воскликнул бы герр Гендель.
— Oh, times, o mores, – рассердился бы Джими.
— О, время, о нравы, – сразу соглашусь с ними я.
Делать что вернуться к жилью на Брук-стрит, 25, в районе Мейфэр, жизненно важный Лондон, то за весь дом из-за год, въехав в 1723 г., немецкий композитор заплатил £60.
В обществе тем, в январе 1968 г. Джими Хендрикс заплатил £30 – из-за неделю, за чердак, на Брук-стрит, 23.
Обаче, каждый из них оказался доволен предложенными условиями аренды. Бесцельно мило американский рокер написал родным через несколько месяцев:
— Это мой первый заправский дом. (This is my first real home of my own.)
Квалифицированная музыковедов полагает, что, вселяясь в здание, Джими Хендрикс убеждения о Генделе не имел. Ну да, с образованием у него зияли пробелы… Другой раз же британский журналист сообщил сей событие, рокер оказался настолько очарован новостью, чисто тут же помчал в “One Stop Records” возьми Южную Молтон-стрит (South Molton Street) и “HMV” для Оксфорд-стрит (Oxford Street), приобрел пластинки немецкого коллеги, в том числе и ораторию “Мессия” и три оркестровые сюиты “Диско на воде”. По крайней мере, такую байку в данный момент группам посетителей рассказывает директор Дома-музея Генделя, девушка Сара Бардуэлл (Sarah Bardwell).
Дальше – похлеще. Некоторые рок-обозреватели даже Элвисом клянутся, как будто в гитарных пассажах позднего Джими Хендрикса звучат винчестер-роковые риффы… Генделя. Лично я слышу последнюю строфу изо песни “The Wind Cries Mary”:
— Вспомнит ли гарматан когда-то / Имена, унесенные в прошлое? / Ковыляя, опираясь сверху возраст и мудрость, / Ветер шепчет: “Налицо денег не состоит, эта станет последней” / И гарматан плачет: “Мэри”.
* * *
Всего в 2001 г. историческое здание на Брук-стрит, 23, Мейфэр, итак Домом-музеем Генделя, едва здание покинул крутившийся квартиросъемщик – офис строительной компании. Шабаш комнаты тщательно отреставрировали в оригинальной отделке и декоре. К разочарованию жребий-фанов, хиппи-чердак Джими Хендрикса превратился в канцелярия администрации, куда нечёсаных и пестрых посетителей, любителей “Мэри Джейн” перестали отпускать душу на покаяние. Тем не менее, случались VIP-персоны, да ну?, там Стинг, Ричи Самбора, Пэт Дамба, прочие селебритис, в чьем репертуаре до этих пор присутствуют кавер-версии баллады “Смерч зовет Мэри”, желавшие непременно приметить: где был создан тот хит…
Почему ответственным служащим Дома-музея Генделя почасту приходилось подниматься по крутой лестнице, дай вам показать комнаты после… офисного ремонта. Чем трепетного возбуждения, VIP-персоны уносили горечь разочарования – фактически за исключением нескольких пожелтевших плакатов Джими Хендрикса, приколотых в стенах, не на что было вглядываться.
Быстро, как известно, только кошки родятся, музеи строятся целый век. Сначала на Брук-стрит, 23 появилась мягкая широкополая боливар из черного войлока, мгновенно узнаваемая поклонниками Джими Хендрикса. Следовать ней обнаружилась дико-узорчатая оранжевая бархатная ку, которая была частью психоделического концертного костюма “Младенец вуду”. Далее, как в “Мойдодыре”, появилась сохранившаяся шконцы гитариста, проигрыватель для виниловых пластинок фирмы “Bang & Olufsen”, двум громадные колонки (бич соседей!), двушничек телефонных аппарата.
Когда первый вариант экспозиции был, с точки зрения куратора, завершен в 2010 г., с гордостью сотрудники музея продемонстрировали за Skype итоговый результат главному консультанту, бывшей подруге рок-музыка. Ant. фортуна-легенды, Кэти Этчингхем. Особую гордость экспозиции “Heritage Open Days” вызывал чуточку засаленный и явно состаренный интерьер, над нежели декораторы бились не один месяц. Посмотрев получи и распишись лощеный срач, мисс Этчингхем, жившая в Австралии, заявила:
— Аминь неправильно! Слишком неопрятно. Мы были чистоплотными молодыми людьми, а малограмотный какими-то неряхами.
Что правда, так правда. После увольнения в запас из 101-й Воздушно-десантной дивизии армии США, идеже из-за неудачного прыжка с парашютом была сломана костыль, в 1962 г. солдата комиссовали. Так то, а там армии Джими был весьма опрятным юношей, неведомо зачем как крепко усвоил порядок казарм.
* * *
Эпизодически по Лондону поползла молва о создаваемом музее американского фортуна-гения, на Брук-стрит сами на вывеску поплыли: расколотые или полусожженные гитары; вертуха фирмы “B&O”; вазы; обложка шестого альбома “Highway 61 Revisited” (“Регресс на шоссе 61”) Боба Дилана, с пятнами менструация Хендрикса, случайно порезавшего руку о треснувший чара; любимые страусиные перья Кэти; ковры; пепельницы-раковины; милёнок плюшевый мишка; автографы лирики, например, “Third Stone From the Sun” (“Незаинтересованный камень от Солнца”), нацарапанные получи вырванном листе из блокнота “Hyde Park Towers Hotel”.
…Другой раз струйка посетителей превратилась в нескончаемую вереницу, а экспонаты манию) (волшебного) жезла заполнили всю бывшую спальню американского гитариста, капитан производства Дома-музея Генделя мисс Сара Бардуэлл поняла: нужно иметь силу!
Она подала документы на грант в “Heritage Lottery”, в 2016 г. получила субсидирование в размере £1,2 млн и создала в Лондоне мелкотравчатый, но уютный Дом-музей Хендрикса (Hendrix House Museum).
* * *
Кличка в мировой рок-музыке Джими Хендрикс нашел себе именно в Лондоне, где был требование, в первую очередь, на музыку, а не для шоу. Правда, не всё и здесь, сверху родине туманов, складывалось радужно.
В начале октября 1966 г. восстание малоизвестного американца посетила 20-летняя конверсив британской редакции журнала “Vogue”, фанатка блюза Линда Кит (Linda Keith; 1966). Не грех бы и что-л. сделать же тому случиться, что в то перепавшее она была подружкой гитариста Кита Ричардса изо “The Rolling Stones”. Шаман гитары с-за океана девицу пленил. Она на) этом месте же с колоритным афроамериканцем переспала и порекомендовала покориться гения тогдашнему менеджеру “The Rolling Stones” Эндрю Лугу Олдхэму (Andrew Loog Oldham; 1944) и будущему менеджеру “The Ramones” Сеймуру Штайну (Seymore Stein; 1942); итоговый со временем стал президентом фирмы грамзаписи “Sire Records”. Тетуся посмотрели, носами покрутили и… ничего безлюдный (=малолюдный) услышали.
Тогда Линда Головач все уши прожужжала басисту Часу Чандлеру (Bryan James Chandler; 1938-1996) с группы “The Animals” – оный как раз собирался покинуть состав, променять род занятий и попробовать себя в качестве музыкального менеджера. Держи несколько лет Час Чандлер действительно стал менеджером, продюсером и главной опорой Джими, какой-либо по его предложению удалил одну букву “м” с своего имени.
Знаете, что удивительно? Басист решил поостеречься и… кликнул профессионалов от менеджмента. Не иначе в клубе “The Scotch Оf St James” сверху Мэйсон-ярд, Милтон-Кинс, 25 октября 1966 г. американского гитариста послушали менеджеры “The Who” – Ремнезуб Ламберт и Крис Стэмп. Услышанным они остались довольны, и предложили дебютанту условие от своего лейбла “Track Records”.
* * *
Совковая промоушн постоянно нам дула в ухо, мол-дескать, все эти зарубежные рокеры были беспринципными алкоголиками, полудурками, наркоманами, олигофренами, негодяями, грязнулями, неразборчивыми в половых связях эротоманами, делать что вовсе не педерастами. Как на самом деле обустраивался общежитие молодой рок-звезды, никто вопросом отнюдь не озадачивался.
Зададимся мы: как снял квартиру Джими Хендрикс нате лондонской Брук-стрит, 23, Мейфэр? Ну-кася, не с риелторами же бегал по столице, сие точно. Все заботы по благоустройству гнездышка в центральном Лондоне заокеанский гитарист перепоручил подружке Кэти Этчингхем. Несмотря на юный возраст, 20-летняя чернавка изучила газетные объявления в вечерних газетах, получила замысел о рынке недвижимости, созвонилась с арендодателями, просмотрела черта помещений, а итоговое показала музыканту.
Хотя рекламное заявление обещало, что апартаменты на лондонской Брук-стрит, 23 сдаются с подчистую оборудованной кухней и модной ванной в розовых тонах, с действительности предложение разительно отличалось… Заплатив £30 из-за первую неделю, Джими Хендрикс выдал Кэти £1000 наличманом – целое состояние по меркам 1968 г.! – дай тебе та дополнила жилище требуемой мягкой мебелью и предметами интерьера с модных фирм “John Lewis Soft Furnishings” и “Liberty”.
Будто для меня и вовсе невероятно, оказывается, гитарист-маг и волшебник находил время, как говориться, в плотном графике – и проявил корысть к дизайну арендованного чердака и созданию интерьера. В мемуарах Кэти Этчингхем вспомнила, т. е. и некоторые покупатели узнавали медийное лицо молодого афроамериканца в отделе тканей лондонского сетевого магазина Джона Льюиса.
Будем откровенными, борщи рассусоливать пара и не собиралась, посему в кухню Кэти заглядывала смертельно редко, и деньги в эту комнату не вкладывала. Выходом оказался услуги по обслуживанию номеров “Mr.Love’s”. Хорошо, одноименный ресторан находился на первом этаже, а согласно узкой лестнице услужливые официанты быстро и систематически доставляли заказы: пара стейков, чипсы, бутыль столового вина “Mateus Rosé”, своего поля ягода пачек сигарет. По правде говоря, ночи держи лондонском чердаке у Хендрикса случались шумными, маловыгодный редко затягивались до утра, в задушевных беседах с теми, с кем и в целях кого он играл в тот вечер в ночном клубе. Аюшки? удалось мне выяснить, на третьем этаже у Хендрикса учащенно бывали Джордж Харрисон, Грэм Нэш, лишь только покинувший “The Hollies”, а еще – Джинджер Бейкер.
* * *
Неисповедимы пути твои, богоизбранник.
Чуда не случилось. Даже ему, гению, пришлось получи Островах проделывать путь, протоптанный начинающими музыкантами. Английские турне Джими Хендрикса периода зима-весна 1967 г. особым вниманием человек не обласкала. Новое трио “The Jimi Hendrix Experience” выступало в связках с забытыми теперича командами типа “Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick and Titch” другими словами “The Nashville Teens”. Например, в марте 1967 г. сверху втором концерте в городке Уэстклифф-Он-Си люди заполнила треть зала, и организаторам пришлось… испрашивать слушателей, покидавших партер после первого выступления, найти применение места, чтобы площадка не выглядела ничтожный.
Правда есть правда. Именно в столице Британской империи судьба-гитарист превратился в восходящую звезду. Шумной новинкой зимы 1966-1967 гг. стали его захватывающие живые выступления, которые заманили меломанов в клубы, а как: “Speakeasy”, “Bag o'Nails” и, свободно, Мекку белого блюза – “Marquee”.
До этого времени 31 марта 1967 г., в преддверии концерта в лондонском театре “Astoria”, бери Чаринг-Кросс-роуд, 157, новоиспеченный начальник Час Чандлер и его артист Джими Хендрикс размышляли: какую определить замануху (теперь это называется хайп), с намерением публика валом пошла, а заодно провалилось порношоу супергруппы “The Who”, известной своими деструктивными действиями получи и распишись сцене. По легенде, один из анонимных журналистов (мановению взял и брякнул:
— Жаль, что нельзя воспламенить гитару.
Джими Хендрикс промолчал. Когда его сэт в театре “Astoria” закончился, публика увидели: гитару поджечь можно! Правда, сие стоило музыканту ожогов рук и амбулаторного лечения. Скоро техника музыкального аутодафе была отработана им накануне мелочей.
Первые два сингла, изданные нате Островах: “Hey, Joe” (“Эй, Джо”; 23 октября 1966) и “Purple Haze” (“Сине-фиолетовый туман”; 17 марта 1967), а опять же альбом “Are You Experienced?” (“Переживал ли твоя милость такое?”; 12 мая 1967), превратились в хиты.
* * *
Лондонское пуэбло Джими ни пафосом звезды, ни нечистоплотностью рокера мало-: неграмотный удручало. Утро для хозяйственной Кэти Этчингхем начиналось с уборки и наведения марафета в доме. Сохранились книга известного британского фотографа Барри Венцелла (Barrie Wentzell; 1942), который-нибудь в 1965-1975 г. работал штатным сотрудником английского еженедельника “Melody Maker” (“Брахма мелодий”). Так уж содеялось, что он оказался земляком Кэти, сын из Дургэма, Северная Англия и часто бывал в гостях у испарения:
— Бардака у них я никогда не наблюдал: добела, убрано, аккуратно. И очень уютно, по-домашнему уютно, безлюдный (=малолюдный) так как у меня… Ну, сила этот творческий беспорядок.
Именно Барри Венцелл есть для музыкального еженедельника “Melody Maker” знаменитую серию красивых черным-черно-белых снимков, опубликованных в издании в январе 1969 г. Они чудесно воссоздают реальный интерьер чердака на Брук-стрит, 23. Сиречь вспоминал фотограф, впервые “Фиолетовый хмарь” он услышал в темной комнате, егда поднимался к паре.
Чтобы познакомиться с американским гитаристом, в свое век Барри Венцеллу пришлось позвонить по телефону, сговориться о встрече.
— Джими оказался очень приятным молодым человеком, о таких прошел слух: спокойный парень. Мы мило поболтали, а Кэти сделала кажется. Чтобы завязался разговор, я сообщил, что а уже что-л. делает фотографировал Эрика Клэптона. Джими оживился и признался, будто считает: Клэптон – величайший гитарист. На) этом месте я рассмеялся.
— Почему ты смеешься, мэн? – Хендрикс стал беспричинно суровым.
— Да потому, что Эрик просто эти слова сказал о тебе, Джими. – Наклацал я двум пленки, что заняло два часа. Присуще, это происходило после полудня: Джими сделано был одет, а за окном сгущались полусвет.
* * *
В британском кинохит-параде дебютный альбом “Are You Experienced?” остановился получи и распишись №2: на вершину чартов дебютный диск американского гитариста отнюдь не пустила выдающаяся пластинка – “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. Погодя неделю после выхода восьмого студийного альбома “The Beatles”, 4 июня 1967 г. Джими Хендринс открыл cвой вечер в “Saville Theatre” мощным исполнением титульной битловской песни. Надобно(ть) же такому случиться, что в зале присутствовали Джордж Харрисон и Половая принадлежность Маккартни, просто ошалевшие от подобной винчестер-роковой психоделии. Чуть позже Макка даже если признался, что исполнение “Sgt. Pepper’s…” Джими Хендриксом оказалось “одной с величайших почестей в моей карьере”.
Во когда покатило! Именно Пол Маккартни порекомендовал Джими Хендрикса организаторам Монтерейского планида-фестиваля (Monterey International Pop Music Festiva), запланированного в Калифорнии нате выходные 16-18 июня 1967 г. Когда после год пребывания в Англии гитарист-виртуоз вернулся в Соединенные Люди, он был уже сложившимся исполнителем, английской знаменитостью.
При всем при том за место под американским солнцем пришлось побороться. И – вновь с эксцентричными “The Who”. Заявленное на 18 июня 1967 г. восстание “The Jimi Hendrix Experience” в Монтерей вызвало горячий спор между Джимом Хендриксом и Питом Таунсендом, лидером британской супергруппы. Отдельный хотел выйти на закрытие третьего дня, а вероятно, всего фестиваля, собравшего аудиторию в 200 тыс. зрителей. Произвольный желал устроить триумфальное шоу, что запомнится публике и перечеркнет впечатления с выступлений коллег.
* * *
Был ли Джими выскочкой? Симпатия оказался американцем в Лондоне, точнее, даже афроамериканцем в Лондоне. Не беря в расчет знакомства с Генделем, поток информации был колоссальным. В протяжение первого месяца проживания на Брук-стрит, 23, Мейфэр дьявол стал завсегдатаем магазинов грампластинок “One Stop Records” получай Южной Молтон-стрит и “HMV” получай Оксфорд-стрит, где приобрел альбомы “The Beatles”, “The Band”, Ravi Shankar и Bob Dylan. Послушав песню последнего артиста – “Like Rolling Stone” (“Схоже перекати-полю”) Джими Хендрикс хотя (бы) сказал:
— Боб Дилан заставил меня догадаться, что я не единственный, кому когда-либо былое так херово.
Вообще, открытий в Лондоне содеялось немеряно. Не буду повторяться о музыке Генделя, так, к примеру, этот вот кудрявый чувак в буклях, Иоганн Себастьян Бух, тот вдохновил американского гитариста в последующих релизах оперировать… клавесины. О Моцарте, вообще, отдельная материя! Австрияка надоумил Джими Хендрикса играть космическую музыку – три , чтобы в ней были арфы!
Что (тутовое мне, простому смертному, на эти темы говорить?
Всем известно, гении – всегда современники.
Даже если покойные.
Сколько бы лет ни все прошло со дня их смерти.
Как-ведь раз по секрету Джими сообщил Кэти Этчингхем, ровно уже один раз увидел призрак Генделя, хотя, к сожалению, как только разговор зашел о композиции, человек (пожилой в ночной рубашке ускользнул от разговора, стоймя… сквозь стену. Похоже, и вправду данный старик в ночной рубашке интересовал “лучшего доля-гитариста всех времен и народов”. В лондонской коллекции Джими Хендрикса оратория пользу кого солистов, хора и оркестра “Мессия” наличествовала в двух (!!!) изданиях – в камерном, инструментального периода и в исполнении Английским камерного оркестра (English Chamber Orchestra).
* * *
…После итогам жеребьевки “The Who” проиграли, им пришлось возьми Монтерейском рок-фестивале выступать перед молодым тройка “The Jimi Hendrix Experience”. В финале сэта, исполнив шестую, заключительную песню “My Generation” (“Мое проталлий”), английские пиротехники взорвали дымовые бомбы, заведующий Пит Таунсенд в щепки разнес гитару, а драммер Белуха Мун перевернул ударную установку.
Переплюнуть подобный бедлам было сложно, но Джими, в духе настоящее “дитя вуду”, добился своего – ритуальное кремация гитары с последующим ее уничтожением стало идеальным пособием в целях дистроеров и хейтеров. Именно выступление трио “The Jimi Hendrix Experience” превратилось в кульминацию Монтерейского участь-фестиваля, стало настоящим прорывом к американской аудитории самого Джими.
Сегодня уже мало кто помнит, что большой open-air песней “Dancing In The Streets”, исполненной купно со Скоттом МакКензи, закрыли американские “The Mamas & the Papas”. В основном – точно по той причине, что “Папа” Евгений Филлипс оказался одним из двух устроителей сего феста Музыки, Любви и Цветов.
* * *
Знаете, гении – современностью они но уравнены в правах.
Тем более, покойные.
В закромах разницы, сколько лет прошло со дня их смерти.
Получи и распишись лондонской Брук-стрит, 23, Мейфэр, в центральном Лондоне, к востоку через Гайд-парка, в “сити” Вестминстер, сени в оба музея – немецкого композитора эпохи барокко и шамана предназначение-гитары – в одну цену: £7,50.
Не менее шоу-бизнес есть шоу-бизнес. Вследствие того заместитель директора Мартин Уайат (Martin Wyatt) подтвердил лайфхак: со дня открытия В домашних условиях-музея Хендрикса столичные турагентства продают монолитный билет в оба музея – по цене £10.
В выигрыше целое:
— Фаны Хендрикса знают о Генделе и – поперек. Ant. прямо. Эти два гения после себя оставили музыку, которую любят целое.
Александр Рудяченко
Киев-Лондон-Киев